Игорь Добровольский, который во второй раз возглавил сборную Молдовы, рассказал UEFA.com о ближайших планах, переходе в «Реал» и собственных ошибках.
Игорь Добровольский хорошо известен не только на постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Чемпион и лучший бомбардир Олимпиады-1988 в составе сборной СССР, победитель Лиги чемпионов УЕФА-1993 в составе «Олимпика» в начале января приступил к работе со сборной Молдовы, которую он уже возглавлял в 2007-2009 годах.
Экс-футболист сборных СССР, СНГ и России поговорил с UEFA.com о новых ожиданиях от работы со сборной, о том, как изменился за прошедшие годы, несостоявшемся переходе в «Реал», работе играющим тренером «Тилигула» и многом другом.
— Недавно вы во второй раз возглавили сборную Молдовы. Какие изменения намерены сделать прежде всего?
— Мы уже провели два ознакомительных сбора, посмотрели в деле кандидатов. Я получил много полезной информации. Не хотелось бы резких слов, но изменения в сборной обязательно будут. И в дисциплине, и в тактике, да и менталитет пора менять. Мне не нравится играть в оборонительный футбол. Независимо от уровня соперника я всегда исходил и буду исходить из игры своей команды. Мы не должны никого бояться, мы будем стремиться играть в атакующий, комбинационный футбол.
— Согласны с мнением, что самой большой проблемой сборной Молдовы является отсутствие забивных нападающих?
— Я плакать не привык. Считаю, что нападающие у нас есть. Не забивают? Значит, будут забивать. Как они могли много забивать, если команда играла в оборонительный футбол? Мы отдавали соперникам три четверти поля! Поменяем игру, будем атаковать, прессинговать, и шансы появятся. Сейчас на сборах у нас были новые нападающие, которые раньше за сборную не играли. Будем и дальше искать. И найдем.
— На что может рассчитывать сборная Молдовы в квалификации ЧМ-2018 в группе с Уэльсом, Австрией, Сербией, Ирландией и Грузией?
— Группа у нас очень сильная и ровная. Такой у сборной Молдовы давно не было. Три участника предстоящего чемпионата Европы, плюс очень сильные сербы, амбициозные грузины. Это интересно. Считаю, что задачи надо ставить максимальные, так как со всеми можно играть. У нас есть хорошие футболисты. Осталось направить их в правильное русло.
— Правда, что в свое время вы могли стать футболистом «Реала»?
— Да, было такое приглашение. В 1991-м году. Я играл в Испании за «Кастельон». Был матч против «Реала». Я хорошо сыграл, после чего они сразу начали интересоваться мной. Но на тот момент у меня уже был подписан контракт с итальянским «Дженоа», и в Мадрид я не попал. Тогда у них тренером был легендарный Альфредо Ди Стефано, а играли Эмилио Бутрагеньо, Мичел, Мануэль Санчис…
— Карьеру вы завершили в Германии, после этого жили в Испании, в Москве, но затем вернулись туда, где в 1985 году начался ваш профессиональный путь. Почему решили бросить якорь в Кишиневе?
— Мне здесь нравится. Я не люблю большие города, эту суету, расстояния, пробки. Как-то раз в Москве из аэропорта до дома добирался на машине семь часов! Зачем мне это? Кишинев меня вполне устраивает для жизни. И где бы я ни тренировал, куда бы меня судьба ни занесла, я буду делать все возможное, чтобы жить здесь.
— В одном из недавних интервью вы сказали, что предложений из России не поступает.
— Чтобы поступали предложения, нужно быть на виду. Надо сесть, улететь в Москву и быть там, общаться… Вот и все. А я в Кишиневе.
— Тем не менее, периодически СМИ сватают вас в различные команды. Правда, что в декабре вы могли уехать в Казахстан?
— На этот раз было очень конкретное предложение, хорошее в материальном плане. Они ждали до последнего, но… я сделал выбор в пользу сборной Молдовы. Для меня работать с национальной командой — это честь.
— В первый раз вы тренировали сборную Молдовы в 2007-2009 годах. За это время тренер Добровольский изменился?
— Да. Повзрослел. Стал мудрее. Уже по-другому смотрю на футбол. Тогда было больше эмоциональности, тогда глаза были на лбу. Сегодня уже иначе. Сейчас — это обдуманные решения, четкое понимание ситуации. Тогда я находился в начальной стадии тренерской карьеры. Сегодня глаза тоже горят, но уже больше думаешь о тактике, о других игровых нюансах.
— Больше дисквалификаций из-за эмоционального поведения и высказываний не будет?
— Через все нужно проходить. Говорят: учись на чужих ошибках. Очень мало людей, может 1-2%, способны на это. Я, как и большинство, учусь на своих. И я не жалею об этом. Я ничего сверхплохого не сделал, человека не убил. Да, эмоции немножко захлестывали. Но по сути я был прав. А вот по форме, конечно, было иногда некрасиво. Вот видите, это мудрость наступила (улыбается). У меня уже другое отношение к судьям, я стал спокойнее. Пересмотрел очень многие вещи.
— Став тренером, нужно как можно быстрее убить в себе футболиста. Как вы относитесь к этому высказыванию?
— Некоторые бывшие футболисты, став тренерами, еще продолжают жить той жизнью, мысленно играют на поле, кричат на бровке, прыгают. С одной стороны — это похвально, но с другой — нужно уже становиться педагогом, наставником. Меня это не коснулось, так как после завершения игровой карьеры я долгое время был вне футбола. Когда я перешел к тренерской деятельности, я уже и забыл, что был футболистом.
— При этом в «Тилигуле» вы начинали играющим тренером.
— Если бы не было проблем с составом, я бы не выходил. Чтобы играть в футбол, нужно быть готовым физически. В «Тилигуле» я надевал форму на всякий случай. Как было: стою на бровке, курю, раньше можно было, и тут на 15-й минуте центральный полузащитник получает травму. Заменить некем. Бросаю сигарету, снимаю штаны и выхожу на поле. Хотя до этого я четыре года даже мяч не трогал.
— В Тирасполе вы начинали играть в футбол и спустя 20 лет повесили бутсы на гвоздь. Девять матчей в составе «Тилигула» и один мяч с пенальти — для местных болельщиков это было невероятным подарком!
— Честно говоря, и для меня тоже. Я сам удивился, что некоторые матчи проводил на очень достойном уровне. На всю игру меня не хватало, а вот один тайм выдерживал. Хотя, по большому счету, это было не очень правильно. Играть без тренировок — плохой пример для молодых футболистов. Но жизнь заставила.
— В 2011-м году ваша «Дачия» сделала невероятное — отобрала чемпионский титул у «Шерифа». Это самая большая ваша победа в роли тренера?
— К медалям и кубкам я всегда спокойно относился. Были хорошие результаты и со сборной, когда мы в квалификации ЕВРО-2008 набрали 12 очков в 12 матчах. Когда твоя команда хорошо играет, тренер получает огромное удовольствие, даже больше, чем футболист.
— Где сложнее работать — в клубе или в сборной?
— Сложнее в сборной. В клубе ты все контролируешь, ежедневно, а в сборной — очень мало времени для создания команды.
— Чего хочет добиться тренер Игорь Добровольский?
— Далеко не заглядываю. Сейчас я хочу добиться хороших результатов со сборной Молдовы.
Сайт UEFA.com