Владимир Мелека — человек, который на протяжении четырех лет освещал жизнь ФК «Дачия». Во многом благодаря его работе, сегодня в Кишинёве про «Дачию» знают все любители футбола.
О своей карьере спортивного журналиста, о четырёх годах работы в «Дачии», о положении дел в этом клубе и о том, почему пришлось покидать ставший родным клуб и родную страну Мелека рассказал в интервью корреспонденту SPORTS.md.
— Известная английская писательница Ребекка Уэст как-то произнесла следующее: «Журналист — человек, обладающий даром ежедневно заполнять пустоту». Какую пустоту ежедневно заполняет спортивный журналист?
— Сегодня спортивный журналист осуществляет информационное обеспечение спортивного зрелища, объясняя своему читателю определенные, скажем так, узко-профильные сведения о правилах, структуре соревновательного процесса, игроках, тренерах, командах.
Он передает интригу происходящей борьбы двух команд (если говорить о командных видах спорта), радость победы или горечь поражения.
Мы получаем неискаженную информацию о том или ином событии дня и наш долг — донести до «обычных» людей правду, не проронив ни факта. Сделать это нужно так, чтобы не увлеченный спортом читатель погрузился в футбол или другой вид спорта всей головой, не говоря уже о «знающих» потребителях.
«Извините, но вчера ничего интересного не произошло», — подобной фразы не существует для журналиста любой специфики.
— В молдавском футболе мы знаем тебя преимущественно по многолетней работе в «Дачии». Расскажи, как попал в спортивную журналистику, и не жалеешь ли, что выбрал этот путь?
— Еще в школе мне хотелось писать о футболе, быть в той сфере, которую я сам очень люблю и, в которой «варился» с детских лет. Написал письмо в редакцию самой известной спортивной газеты Молдовы — «Спорт курьер» с предложением уделять на страницах издания больше внимания юным футбольным дарованиям, на что мне предложили воплотить в жизнь собственную идею. Так «родился» первый материал, который был посвящен Александру Дедову.
И так потихоньку пошло-поехало: статья за статьей, обзоры матчей НД и Дивизии А, интервью. Далее была работа на сайте SPORTS.md и затем в «Дачии».
Хотел развиваться, поэтому много читал специальной литературы, постоянно прислушивался к советам и мнению людей, которые не первый день занимались этим делом.
В итоге, спортивная журналистика позволила совместить личные интересы с работой. Как понимаете, жалеть тут не приходится. Если только о том, что не получил профильного образования из-за своей глупости, но это можно наверстать.
— Журналистика научила тебя чему-то в жизни? Можно ли назвать эту профессию той, которая развивает личность человека?
— Эта профессия делает жизнь более насыщенной, яркой, увлекательной. Это общение с множеством людей. Интересная творческая работа, которая отличается своей разносторонностью, и самое главное — в ней есть смысл. Она учит человека целеустремленности, настойчивости, легкости в общении.
Быть журналистом не только интересно, но и ответственно. Для кого-то мысли и взгляды автора останутся непонятными и странными, другие же могут взять их за основу при формировании своего собственного мнения.
— Встречались ли в твоей карьере журналиста футбольные люди, которые тебя по-настоящему мотивировали своими поступками, своим отношением к жизни, футболу.
— Каждый мой начальник, будь то в «Дачии», газете или на интернет ресурсе, своим примером, жизненной позицией, профессионализмом мотивировал меня расти и развиваться, никогда не останавливаясь на достигнутом.
Среди футболистов выделил бы Колю Жосана. Это настоящий пример мужественности и стойкости. После тяжелой болезни, которая заставила его забыть о футболе почти на год, он сумел преодолеть все трудности и, несмотря ни на что, снова занимается любимым делом.
— Ты был в «Дачии» 4 года. Каким ты видел клуб изнутри? Это клуб выше уровня молдавского футбола по своей организации, амбициям, либо он как раз соответствует уровню местного чемпионата?
— По амбициям «Дачия» — безоговорочный чемпион в Молдове, и еще многим клубам за пределами страны даст фору. Сколько себя помню, внутри клуба всегда говорили о самых серьезных задачах, правда, в силу определенных факторов, не всегда получалось воплотить их в жизнь.
Шишханов, Жиоарэ, Кмит — люди-максималисты по своей натуре, поэтому и требования к работникам, футболистам и тренерам были соответствующими, даже если условия были далеки от идеальных.
По своей организации «Дачию» действительно можно считать одним из лидеров в НД, но не выше какого-то определенного уровня. К сожалению или к счастью — не знаю. Таковы реалии местного футбола.
Благодаря тому, что клуб практически каждый год участвовал в Еврокубках, довелось увидеть работу клубов из ряда стран, и могу сказать, несмотря на более скромный бюджет и меньшее количество людей в администрации, «Дачия» не смотрелась каким-то второсортным клубом из малоизвестной страны.
Безусловно, есть куда стремиться. Многие разделы нуждаются в укреплении и развитии, но потребность в этом не вытекает из общего уровня молдавского чемпионата.
— Кто был, так скажем, самым сильным футболистом, которого тебе довелось видеть в составе «Дачии» за эти годы?
— В силу того, что у нас нет недостатка в просмотре футбола мирового масштаба, для многих внутренний чемпионат не представляет особого интереса. На самом деле, в Молдове достаточно талантливой молодежи, все чаще к нам приезжают квалифицированные легионеры, но лишь некоторые клубы могут раскрыть игрока, воспользоваться его качествами в полной мере и вовремя продать его.
В большинстве случаев, клубы упускают возможность расстаться с футболистом на пике его карьеры. На мой взгляд, так было с Кркотичем, Михалевым — игроки, которые по своему потенциалу, технической оснащенности и пониманию игры могли бы заиграть на более высоком уровне. Хотя, Милош может еще и заиграет.
Славен Степанович во время своего первого пришествия в молдавский чемпионат вообще был в нем как инородное тело. Он отличался от остальных своими нестандартными ходами, дриблингом на скорости, техникой.
«Дачия» осенью 2011-го года играла в Москве контрольный матч с ЦСКА. Говорили, что Степанович приглянулся, и уже зимой мог поехать в Россию, но спустя несколько туров — тяжелая травма. Именно из-за его склонности к травмам мы вообще узнали, что есть такой футболист. В противном случае — он бы играл в солидном чемпионате Европы. «Партизан», где он был, умеет продавать своих молодых игроков.
Говорю о «Дачии», потому что с командой был, чуть ли не каждый день, присутствовал на множестве тренировок. На мой взгляд, Посмак, если еще не перерос НД, то скоро это сделает.
Если говорить о игроках других клубов, то есть Гынсарь, Дедов, Каду, Рикардиньо, Луваннор, Мамах, Оникэ, Андрюшка Кожокарь, Заричнюк и т.д. — все они превосходят уровень.
Мне также еще запомнился бразилец Селио. Центральный защитник, который обладал невероятной скоростью. Он был один из самых скоростных в команде Добровольского. Обогнать его не мог ни один нападающий соперника. Так же при нем была мощь, умение играть головой, но вот с позиционной игрой были проблемы.
В Молдове не замечали, а вот на Украине не всегда прокатывало. Забавно, но поначалу его даже не хотели брать. У Игоря Ивановича были Илеску, Дима Попович, Гамезардашвили, Добре.
Вторую часть интервью читайте позднее на нашем сайте.