теннис:   0 777 80-805
бассейн: 0 533 63-888
Купить билеты

Леонид Истрати: "Мне до сих пор снится, что телевизионная передача уже началась, а я на нее опаздываю"

Май 31, 2015

SPORTS.md пообщался с молдавским агентом Леонидом Истрати.

Леонид сегодня — самый успешный молдавский футбольный агент. Бывший спортивный журналист сумел помочь нескольким десяткам хороших футболистов изменить свою судьбу благодаря подписанным с известными клубами контрактам.

Клиентами Истрати является целый ряд популярных футболистов. Соломон Рондон, Бибрас и Амир Натхо, Кристиан Нобоа, Игорь Портнягин, Гедриус Арлаускис — все эти игроки — клиенты агента, или, как сегодня принято говорить, посредника.

Не забывает Истрати и о молдавских футболистах. Сегодня в сборной Молдовы играют как минимум четверо его клиентов.

Встреча состоялась в офисе компании «iFootball», созданной Леонидом. Офис приятно удивил тем, что он полностью футбольный. На стенах можно увидеть футболки и фото Александра Епуряну, Бибраса Натхо, Сальваторе Боккетти и других. Много разнообразных трофеев, вымпелов и другой атрибутики, имеющей отношение к футболистам, с которыми работает Леонид.

В диалоге за чашкой кофе Леонид Истрати рассказал сайту SPORTS.md о том, как занимался спортивной журналистикой и как начинал свою карьеру футбольного агента. Также Леонид рассказал нам несколько забавных историй из своей футбольной жизни и дал несколько дельных советов молодым молдавским футболистам.

— Леонид, когда мы с вами связались, было непривычно узнать, что вы в Молдове…

— Да, для меня это тоже непривычно (улыбается). Я только на днях вернулся из командировки, и через пару дней на очереди другая поездка.

— А вообще, как часто домой приезжаете?

— Намного реже, чем хотелось бы. Если взять в среднем, думаю, где-то четыре месяца в году нахожусь дома. В остальное время катаюсь по миру.

— У вас есть ещё какой-то офис за рубежом? Может быть, в России…

— Нет, нет… Мой второй офис — это самолёт. При перелётах есть много свободного времени, и им можно хорошо воспользоваться, чтобы подумать, строить планы на ближайшее время. В самолёте абсолютно никто не отвлекает, телефон не звонит, поэтому можно спокойно подумать обо всех делах.

Наш главный офис — в Кишинёве. Но, в принципе, он, по большому счёту, нам и не нужен. Для нас главное — это голова, и телефон чтобы был всегда с собой.

— Получается, офис у вас больше для души и свободного времени? Тут всё обустроено очень по-футбольному…

— Можно и так сказать. Местные футбольные люди, с которыми мы работаем, знают, где находится офис, и сюда нередко приходят гости.

— Давайте поговорим о начале вашей карьеры в футболе. Вы начинали её как спортивный журналист. Вы были чисто футбольным журналистом, либо более широкого профиля, спортивным?

— Я люблю многие виды спорта: футбол, баскетбол, хоккей, волейбол…, но всегда отдавал предпочтение футболу, конечно. Для меня это спорт номер один.

— Вспомните, как так получилось, что вы решили стать именно спортивным журналистом?

— Я стал журналистом потому, что всегда этого сильно хотел. Мечтал о большой карьере журналиста. Хотел писать для «Советского спорта», комментировать матчи. Самой большой мечтой было как-то поучаствовать в сверхпопулярной в то время программе «Футбольное обозрение».

Также мой отец, большой почитатель футбола, повлиял на мое решение. Я сам из села, и помню, что, когда ещё был мальчишкой, по 20-30 раз шёл и проверял почтовый ящик, чтобы посмотреть, не принесли ли ещё «Советский спорт».

Когда газету приносили, я читал её от первой до последней буквы. Для нас в то время это был единственный источник информации. Сейчас, когда я встречаюсь со своими ровесниками, мы часто вспоминаем то время, так как всем это было очень интересно.

В дальнейшем я поступил на факультет журналистики, попробовал себя в области спортивной прессы, и, в конце концов, благодаря удаче попал на телевидение.

— Какой была спортивная журналистика в Молдове в ваше время. Проведите параллель с тем, что вы видите сейчас?

— Тогда было всё намного сложнее. У нас были дикие условия для работы.

Помню, как-то я поехал на матч в Фалешты. Написал репортаж, и после этого был в типографии и стал свидетелем того, как газету готовили к выпуску. Видел, как и в каких условиях верстали, как печатали.

Тогда не существовало Интернета. Источников информации не было, как сейчас. Если нужна информация, ты должен был пойти и искать её. В среде журналистов была конкуренция, кто первый узнает какой-то случай и скорее донесёт его до редакции, чтобы в итоге быстрее его опубликовать.

Сейчас матч можно снять и на телефон в хорошем качестве, а тогда камер не было, никакой подобной техники. Даже когда я уже работал на телевидении, мы часто сталкивались с такой банальной проблемой: у нас была хорошая информация, однако полностью отсутствовал какой-либо видеоряд для этой информации. Приходилось умолять оператора, чтобы он снял какой-то отрезок матча, либо определённый момент хотя бы минут пять.

Также в то время мы испытывали проблемы даже со своим родным языком. Мы привыкли писать и читать на кириллице, и когда нужно было подготовить красивую статью на румынском, возникали проблемы. При этом нам было неимоверно трудно достать спортивную газету из Румынии, а когда как-то доставали, то мы восхищались работой наших коллег. Это было что-то новое для нас.

— В плане спортивных событий когда было интереснее, тогда или сейчас?

— Тогда мы были более романтичными. Для нас каждый рядовой матч был как праздник. В нас кипел энтузиазм, запредельное желание работать. Сегодня всё иначе…

— Какие, на ваш взгляд, самые важные навыки, которым научила вас работа в спортивной журналистике?

— Безусловно, больше всего мне помогает коммуникация. Ещё одно главное качество это то, что журналистика меня дисциплинировала, научила приходить вовремя на работу и всё делать предельно быстро, корректно и правильно.

Мне до сих пор снится, что наша передача на телевидении уже началась, а я на неё опаздываю — это мой самый большой кошмар (улыбается).

«Бороться, искать, найти и не сдаваться!» — такой девиз для жизни я позаимствовал из литературы и из своего опыта в работе спортивного журналиста.

— Чего сегодня недостаёт спортивной журналистике в Молдове?

— Сейчас возможности настолько высоки, что можно выпускать очень качественный продукт у нас в стране. Но не у всех спортивных журналистов сегодня есть энтузиазм и желание. Потенциал есть, но реализация этого потенциала плохая.

Журналист должен работать так, чтобы его заметили, и чтобы от этого была польза. Чтобы даже тот человек, который не особо интересуется спортом, зашёл в Интернет и сразу увидел что-то интригующее, что ему захотелось бы прочесть.

Говоря о том же футболе, я уверен, что в нашей стране уровень футбола может поднять та же пресса, если будет работать усердно и правильно, если будет агитировать людей ходить на футбол, если будет красиво преподносить это людям. Пресса в Молдове имеет возможность сделать из нашего футбола интересный продукт, но на деле всё происходит в каком-то спящем режиме.

В Молдове есть только несколько спортивных журналистов, чьи материалы я читаю, и чья работа мне нравится. Не буду называть имён, но я рад, что есть такие ребята, которые с большим желанием делают свою работу.

— То есть, молдавские спортивные журналисты не пользуются всеми возможностями, что у них есть?

— Думаю, что да. Большинство журналистов просто отражает рядовые события, и это абсолютно неинтересно.

— Должно быть больше небанального?

— Конечно! Журналист, который пишет о молдавском футболе, должен себя поставить на место обычного болельщика и сделать новость такой, чтобы ему самому было интересно её перечитать. А у нас складывается впечатление, что многие работают лишь бы! Чтобы поскорее выполнить план и пойти отдыхать.

Я понимаю, что спортивная журналистика не кормит досыта, но, если приложить максимум усилий, делать что-то неоригинальное то я уверен, что в этом деле можно добиться больших успехов.

Тем для материалов очень много! Как пример приведу Санду Греку. Помню, когда он пришёл работать на телеканал Pro TV, то приятно удивил многих. Это был очень хороший подход к делу, свою работу он делал очень качественно. Он делал новаторские репортажи. Для молдавской спортивной журналистики это было очень интересно.

— Вспомните несколько самых забавных случаев, которые с вами произошли в бытность работы спортивным журналистом?

— Таких случаев много, но есть один, который до сих пор не укладывается у меня в голове (улыбается).

В 1996-м году я комментировал в прямом эфире матч Молдова — Уэльс, в моей жизни, наверное, самый эмоциональный. Молдова победила — 3:2, и я, комментируя игру, наверное, похудел килограммов на шесть (улыбается). Помню, тогда я комментировал очень эмоционально: кричал, прыгал, жестикулировал. После финального свистка все радовались так, будто выиграли чемпионат мира. На тот момент сборная Уэльса была сильной командой, и та победа стала грандиозным успехом.

Ну так вот, на следующий день я прихожу на телевидение. Меня встретили хорошо, похвалили и сказали: «Ты здорово комментировал матч, но есть одна проблема»…

Мне объяснили, что тогдашний президент страны Мирча Снегур дал распоряжение, чтобы этот матч повторили на телевидении в записи на следующий день. Я не понял, в чём проблема, и даже порадовался, что смогу посмотреть игру уже более спокойно, и себя послушать, но тут мне говорят: «Видео матча у нас есть, но вот звук не сохранился. Нужно прокомментировать ещё раз!» (смеётся)…

Я был шокирован, так как понимал, что те эмоции уже не передать, что второй раз прокомментировать из комнаты на телевидении так, как я прокомментировал со стадиона, просто невозможно…

— Все прошло успешно?

— Естественно, второй раз получилось гораздо хуже. Не те эмоции, всё было не так…

— Какую роль сыграла в вашей жизни программа «FotbalnonStop»? Она кардинально изменила вашу жизнь?

— Я стал узнаваемым, что было очень важно для моей дальнейшей работы. Также мне стали доверять футбольные люди. Благодаря программе я был знаком со всеми лицами молдавского футбола — с руководителями клубов, с футболистами, людьми из федерации.

Плюс, тогда я стал лучше зарабатывать, так как это была авторская программа, и я сам её делал, сам монтировал, сам писал сценарий, сам ее вел. Мне во многом тогда помогал режиссёр Алеку Барат, которому я очень благодарен, так как он был всегда рядом и терпел меня.

Также я могу сказать, что воплотил в свою жизнь название передачи потому, что «Fotbalnonstop» — «Футбол без перерыва» и есть образ моей жизни сегодня.

 

— Насколько я знаю, в то время с финансами на телевидении было ещё труднее, чем сейчас. На какие средства существовала передача? Помогали ли вам руководители молдавских клубов?

— Да, действительно, футбольные клубы и их руководители нам во многом помогали, так как невозможно было содержать всё самим. Мы нуждались в самых обыкновенных мелочах, даже кассет не хватало, чтобы снимать матчи и репортажи. Негде было держать архив, а необходимые бетакам-кассеты стоили где-то 40 долларов, большие деньги для нас в то время. Вот и приходилось обращаться за помощью.

Нам помогали, покупали технику, кассеты, камеры. Помогали Виктор Гушан из «Шерифа», Николай Чёрный из «Зимбру», Василий Трагира из «Нистру», ныне покойный Валерий Ротарь из «Конструкторула». Во многом благодаря им передача существовала столько лет. Со временем мы начали продавать рекламу, и это стало выгодно как для программы, так и для телевидения в целом.

— Правда ли, что в то время мало кто вообще понимал, зачем вы занимались съёмками матчей и монтажом видеонарезок, и из-за этого вас даже называли не особо нормальным журналистом?

— Мне в лицо такое никто не говорил, но могу сказать, что я сам себя считал не особо нормальным, так как был очень требовательным к себе и сверхпедантичным.

Помню, я приходил к своему оператору и говорил, что нужно снять полностью матч. Он отвечал, что никак не может, что это целых 90 минут, что он занят и, мол, может помочь только 5 минут. Я, понимая ситуацию, ставил ему бутылку коньяка, брал камеру и снимал весь матч сам. А бета-камера тяжелейшая! Приходилось снимать с паузами, так как батарея на камере слабая, кассеты на всю игру не хватало. Снимал моменты, какие-то действия футболистов. Но самое страшное было пропустить гол.

К примеру, «Олимпия» победила «Зимбру» со счётом 1:0, весь матч есть, а видео гола нет. Как давать в новости видео игры без самого гола?! Очень переживал. Разное случалось…

                                        (Продолжение — завтра)

Источник: moldova.sports.md


     

Организация сборов

1 августа 2000 года было начато строительство спортивного комплекса «Шериф», ставшего базой для развития профессионального футбола в стране и регионе.

Наличие такой базы позволило профессиональным футбольным клубам проводить свои тренировки, учебно-тренировочные сборы и международные турниры высокого уровня.
ПОДРОБНЕЕ

Партнеры

Контактная информация

тел:   +373 533 63-530
факс: +373 533 63-541

e-mail: office@fc-sheriff.com
теннис:   0 777 80-805
бассейн:  0 533 63-888