В прошлом молдавский футболист, а ныне итальянский модельер Александр Зислис дал сайту SPORTS.md одно из самых откровенных интервью в истории нашего портала.
В большом диалоге с корреспондентом SPORTS.md Александр рассказал, как мог стать первым молдавским футболистом в чемпионате Италии, открыл тайны сумасшедшего конфликта с бывшим главным тренером «Шерифа» Леонидом Кучуком.
«Зис» поведал о махинациях, которые закручивали в молдавском футболе местные агенты, рассказал правду о договорных матчах в Национальной Дивизии и суммах, которые на них зарабатывал. Также Зислис рассказал, как тренеры молдавских клубов брали «откаты» из зарплат футболистов взамен на место в «основе», а также поведал много других по-настоящему «диких историй» о молдавском футболе, которые никто раньше не осмелился рассказывать в СМИ.
Предлагаем к прочтению первую из трёх частей материала, который выходит под общим названием «Дикии истории» Александра Зислиса.
— Саша, как дела? Какими судьбами в Кишинёве?
— Всё отлично. Приехал на родину с целью отдохнуть. Кишинёв, как всегда, встречает положительными эмоциями.
Последний раз мы виделись в Италии, прошло не так много времени, но изменения в жизни есть, поэтому рассказать есть что. Надеюсь, интервью получится увлекательным для читателей сайта SPORTS.md (улыбается).
— Спасибо. Видел, что в последнее время в Милане ты посещал различные матчи Серии А…
— Да, я рад, когда получается находить время и посещать эти прекрасные футбольные шоу. В отличие от нашего футбола, там, конечно, всё на другом уровне организовано. Всегда крутая атмосфера, и каждый раз уходишь со стадиона полным эмоций.
— Когда смотришь на это со стороны, не появляются мысли, что, может быть, и ты мог бы оказаться там, среди играющих футболистов?
— Такие мысли у меня всегда есть, не только когда на матчи хожу (улыбается). Я остаюсь большим поклонником футбола и порой хотел бы исправить некоторые ошибки своей молодости. Но, наверное, на то и дана молодость, чтобы ошибаться, делать выводы и расти как личность.
— Продолжая тему итальянского футбола… Знаю, что в 2012-м году ты имел отличный шанс стать первым футболистом в истории Молдовы, который мог оказаться в известном клубе из чемпионата Италии. Если не ошибаюсь, тебе уже контракт предлагали, верно?
— Да, всё так! Но это одна из тех историй, которую можно отнести к сотням других рассказов молдавских футболистов о том, какие у нас «великолепные» агенты, и как они делают свою работу. Я имею в виду практически каждого молдавского агента! Все они — большие махинаторы и авантюристы, которым, по сути, нет дела до прогресса футболиста, и думают они лишь о том, чтобы сорвать свой «куш».
— Как развивались события, и какой это был клуб?
— Это была «Сиена». Я попал туда на просмотр. Три недели, день в день я отдавал на тренировках все силы, чтобы остаться там играть. Учитывая, что в команде на тот момент уже было много ставших сегодня звёздами в Европе футболистов, доказать свой потенциал на их фоне было не так уж и легко. Однако у меня получилось, и через три недели мы подошли к рубежу, когда нужно было подписывать контракт.
Узнав это, я был очень счастлив. Но так как мой агент был полный «сапог», ничего не получилось. Дело в том, что администрация в «Сиене» думала, что у меня румынский паспорт, которого у меня не было. Наверное, им об этом сказал агент, не знаю. Когда они узнали, что у меня только гражданство Молдовы, они всё прервали. Если бы они подписали контракт с футболистом не из Евросоюза, им бы пришлось платить большие налоги, а клубу это не было нужно.
Вот и вся история…
— После этого ещё пытался устроиться в Италии в какой-либо клуб?
— Далее я решил, что всё равно нужно продолжать поддерживать свою физическую форму и где-то играть. Меня взяли в один полупрофессиональный клуб, где я за несколько месяцев стал лучшим бомбардиром. Хвастаться тут нечем, так как это был любительский уровень, такой, как у нас в Дивизии «А», наверное. Но условия для тренировок и стадионы, на которых мы играли, были далеко не любительского уровня. Всё было там очень круто.
Даже в любительской лиге я там многому удивлялся. Мы тренировались по три раза в неделю, а на четвёртый день проводили игру. И я удивлялся тому, как многие ребята старались на тренировках, с какой самоотдачей относились к делу, как оставались после тренировок и занимались индивидуально в те дни, когда тренировок не было.
Это был замечательный период…
— И что дальше? Просто так решил закончить с футболом?
— Я пытался устроиться в несколько более-менее профессиональных клубов в Италии, но не получилось, а возвращаться в чемпионат Молдовы после всего того, что я тут пережил, не было никакого желания…
— Не повезло, не «фартонуло»?
— Нет, нет! С удачей всё было в порядке. Я подвёл себя сам! Мотивация и настрой были уже не те. Если в «Сиене» я еще был предельно мотивирован, соблюдал режим и дисциплину, то дальше уже расслабился. Я насытился этим всем словно кот, объевшийся сметаной.
— Что поспособствовало тому, что футбол тебе так резко надоел?
— Стечение обстоятельств! В своих ошибках я виноват сам, но этому всему также поспособствовали все пережитые мною моменты в молдавском футболе. Это и предательство тренеров, и поля, на которых приходилось играть, и обман со стороны агентов.
Пользуясь случаем, хочу посоветовать молодым футболистам, которые это будут читать, чтобы поменьше слушали этих агентов, чтобы не верили всем «басням», которые они плетут. Лучше пусть больше доверяют родителям и стараются сами как-то себя проявить, а не верить всем этим махинаторам. Их цель — не помочь. Цель агента — заработать на тебе денег. Ему плевать на твою карьеру…
— Ты сказал о предательстве тренеров? Это как?
— Мой первый тренер — Илие Виеру. Я благодарен этому человеку именно за то, что он меня воспитал и помог мне стать футболистом. Но после некоторых его поступков этот человек для меня умер, в прямом смысле этих слов — он перестал для меня существовать. Так как он поступил со мной — со своими воспитанниками не поступают…
— Так — это как?
— Был случай, когда я остался без команды, и Виеру, будучи моим первым тренером, предложил мне играть в «Костуленах». Он тогда был там и главным тренером, и главным бухгалтером и так далее…
Мы договорились об одной зарплате, которую я должен был получать, но за полгода я не увидел ни копейки. То что я узнал, повергло меня в шок!
Не получая свои деньги, я подошёл к президенту клуба Юрию Киринчуку и спросил: «Извините, но я уже полгода играю без денег. Мне же тут обещали, что будут платить…». На что мне президент говорит: «Саша, как так? Я же тренеру давал деньги, он должен был тебе их передать». Я вообще был шокирован, и сильно обозлился.
Соответственно, я пошёл к Виеру и сказал ему это в лицо, на что услышал от него: «Саша, так ты же был без команды, тебе какая разница, получать деньги или не получать? Ты же сказал, что хочешь играть и набрать форму!»…
Это нормально вообще?! Главный тренер брал себе мою зарплату, и ничего об этом не говорил. Это было для меня полной дикостью! Этот человек — мой первый тренер, я доверял ему.
Я не мог это просто так оставить. Я дал несколько интервью на телевидении, рассказал всю правду, и с тех пор этот человек не может найти себе нормальное место работы.
Считаю, что взрослые люди не должны так подло поступать. Тем более, это мой первый тренер. Он работал на благо молдавского футбола, и как он хотел развивать этот спорт, занимаясь такими делами?
— А чем же тебя так сильно огорчили агенты, с которыми приходилось работать? Что случилось?
— Когда мне было 15-16 лет, я считался довольно перспективным и талантливым футболистом. С малых лет я вызывался в детские и юношеские сборные Молдовы, прошёл все по очереди: U-14, U-16 и так далее… Если не ошибаюсь, играя за сборную U-16, мне удалось где-то засветиться, и я точно знаю, что на меня обратили внимание «Шахтёр» и «Шериф». Тут случился один из первых дурных моментов с агентами, когда меня «задурили». Они за меня решили, что «Шериф» был для меня лучшим вариантом, чем «Шахтёр».
На тот момент мне было 15 или 16 лет, я ничего не понимал и не решал. Я просто хотел играть в футбол и развиваться, как, в принципе, и любой юноша в этом возрасте. Тогда агенты говорили с моими родителями, много чего им обещали.
В принципе, я не жалею, что попал в «Шериф» — это топ-клуб для Молдовы, на самом деле лучший футбольный клуб, который когда-то существовал на молдавской земле. Это и отношение к футболу, и к молодым игрокам, питание, оплата и вообще всё! Там круто! Но тут дело было в том, что у агентов была личная выгода от того, чтобы я оказался именно в «Шерифе», а не в «Шахтёре». Об этом я узнал несколько лет спустя.
В «Шерифе» я прошёл все стадии становления профессионального футболиста. Играл за юношеские команды, потом оказался в «Шерифе-2», где стал лучшим бомбардиром команды и благодаря этому был переведён в первую команду, где уже работал с Габи Балинтом, очень хорошим, на мой взгляд, специалистом.
Пользуясь случаем, хочу выделить и поблагодарить за работу со мной таких людей, как Юрий Кулиш, Юрий Бланарь, Николай Зюзин, Важа Тархнишвили и, конечно же, Виктор Анатольевич Гушан, который не только мне, но и многим-многим молодым ребятам давал очень хорошие шансы для развития, для работы и прогресса. Уже как каждый этим воспользовался — это другая история.
— Правда ли, что у тебя начались большие проблемы в «Шерифе» с приходом в команду Леонида Кучука. Слышал, у вас были серьёзные конфликты…
— Как я помню, у нас с Кучуком с первых дней знакомства была взаимная антипатия (улыбается). Но будучи честным человеком, я ни в чем этого тренера не обвиняю. Правда, что во всех своих проблемах в «Шерифе» виноват я и только я…
— Так, всё-таки, какой у тебя конфликт был с Кучуком?
— Хорошо, я расскажу об этом! (улыбается) Но я расскажу это только для того, чтобы молодёжь, которая прочтёт это интервью, не брала пример с нашего поколения и поняла, что менталитет нужно менять, и, чтобы стать профессионалом, нужно быть более сдержанным…
Так вот, были зимние сборы, тренировки проходили в манеже. Моим большим минусом на тот момент было то, что я пристрастился к весёлой и бурной ночной жизни. Я всегда любил почудить (улыбается). Ну и вот, умудрившись сбежать ночью с базы с некоторыми футболистами, мы отлично «потусили». На очередную утреннюю тренировку я пришёл «зачудивший» и «забухавший». Кучук увидел меня в этом, совсем не свежем состоянии, подозвал к себе и спросил:
«У нас утренняя тренировка. Ты знал об этом! Что ты делал ночью?»
Я ему в лицо и говорю: «Я бухал и трахался»
Кучук взорвался. Кричал при всех: «Как ты себе такое позволяешь, ты, молокосос!». В ответ я его послал куда подальше и через несколько часов я был изгнан из «Шерифа». Мне сказали: «Ищи себе аренду»…
(Продолжение — завтра…)